Новости

Грузовые перевозки: итоги 2018 года

Янв 30, 2019

Президент ИРТС обсудил с ведущей телеканала «РЖД ТВ» Марианной Ожерельевой итоги развития грузовых железнодорожных перевозок в 2018 году.

Тарифная политика

В 2018 году были введены надбавки к грузовым тарифам: 8% — экспортная и 6% за порожний пробег.

Александр Синёв считает, что для внутреннего рынка железнодорожных перевозок подходит дифференцированный механизм тарифного регулирования по сегментам с индексацией в следующих периодах. Тарифная политика, как предмет долгосрочных договоров, во внутрироссийских перевозках должна быть транспарантной и предсказуемой. В сегментах, где железная дорога конкурирует с автомобильным сообщением, тарифы должны быть либерализованы.

Что же касается экспортных перевозок – они характеризуется высокой волатильностью спроса, поэтому для них было бы логично фиксировать долю транспортных расходов и устанавливать механизм формирования тарифов по формуле цены. Норма доходности на экспортные перевозки могла бы выполняться в рамках определённого ценового коридора.

В 2018 году грузооборот на сети превысил показатели 1988 года на 2%, однако погрузка в 2 раза меньше, а дальность в 2 раза выше (около 2 000 км). Вклад в грузооборот вносит не только дальность, но и порожний пробег. Частично введённая надбавка поможет оптимизировать деятельность операторских компаний, однако такой подход ограничен технологическими аспектами и аспектами спроса на перевозимые грузы.

Конечно, в сегментах, где порожний пробег в принципе невозможно сократить (например, при перевозке угля на Дальний Восток), введённая надбавка не является стимулом. Поэтому надбавки тоже дифференцировать по расстояниям, грузам и направлениям.

Антимонопольное законодательство

Если говорить о решениях, принимаемых в тарифной политике, сегодня ФАС стараются прислушаться и к потребностям ОАО «РЖД», и к потребителям их услуг. Так, решение об индексации тарифов на 2019 год было принято после одобрения Совета потребителей РЖД. Недостатком является то, что в принимаемых решениях отсутствует научная составляющая.

На данный момент ФАС действует в отношении РЖД не только с позиции закона о естественных монополиях, но и с точки зрения законодательства о защите конкурентов. Причём по мнению Александра Синёва, многие концептуальные вещи законопроекта о защите конкуренции требуют глобального пересмотра. Основной принцип законопроекта – обеспечить конкуренцию во всех сегментах, что категорически неправильно. В транспортном бизнесе надо создавать картели со справедливым распределением маржи, рентабельности между всеми участниками. У нас всё происходит совершенно наоборот: например, если железная дорога снижает тарифы для привлечения клиентов, портовики забирают всю маржу себе.

Таким образом, антимонопольное законодательство не отвечает на реалии экономики. Оно должно быть дифференцированно по сегментам рынка: естественная монополия, потенциальная конкуренция в естественно монопольном сегменте и конкурентная среда.

Развитие Северного широтного хода (СШХ)

СШХ – первый проект подобного рода в российской практике, заключённый на основе концессионного соглашения. По мнению президента ИРТС проект успешен, так как эта железная дорога будет являться неотъемлемой частью перспективных транспортных потоков через Северный морской путь.

В части тарифной политики, грузоотправители будут платить за пользование СШХ такой же тариф, как за Транссиб. При этом они сэкономят около 2,5 млрд руб. за счёт более быстрого оборота подвижного состава.

Полное интервью вы можете посмотреть на нашем YouTube-канале!

 

Последние записи:

Тарифная конференция «Крейнинские чтения»

Президент ИРТС 14 декабря 2018 года принял участие в научно практической конференции «Крейнинские чтения» в НИУ ВШЭ.А.Н. Синёв выступил с сообщением «Институциональные меры по совершенствованию системы регулирования тарифов в сфере грузовых железнодорожных перевозок»....

А. Синев: Для внутригосударственных перевозок массовых грузов важна долгосрочная предсказуемость тарифов

Александр Синёв: «Возможность долгосрочного прогнозирования тарифов необходима участникам рынка перевозок для определенных целей. Например, заключение концессионных соглашений (на срок концессии), программа закупки вагонов (на срок инвестиционного цикла) и пр.»Полный...

Видео-урок по прогнозированию с помощью MS Excel

Как получить результат по прогнозированию при небольшом количестве данных за короткое время? Быстро и просто это можно сделать при помощи функционала MS Excel.В видео-уроке эксперт по прогнозированию Дарья Морозова рассказывает на примерах о таких функциях, как РОСТ ,...

Читайте также:

Александр Синёв о механизмах тарифного регулирования

«Разные сегменты железнодорожных грузоперевозок требуют отдельных механизмов тарифного регулирования, сообщил в ходе XVI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» президент ООО «Институт развития транспортных систем» Александр...

Грузовые перевозки: итоги за 10 месяцев

За 10 месяцев погрузка выросла на 2,7% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Причём наибольший рост приходится на экспортные товары.   Александр Синёв дал интервью радио Business FM, в котором рассказал об актуальных тенденциях в сфере грузовых...

XI Международный форум «Транспортный потенциал»

18-19 октября в Санкт-Петербурге состоялся XI Международный форум «Транспортный потенциал». Ежегодно на форуме обсуждаются актуальные вопросы развития транспортной отрасли, интересные как профильным органам государственной власти, так и бизнес-структурам. В этом году...

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года

Президент ИРТС Александр Синёв дал интервью каналу «РЖД-ТВ» о долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года. На форуме «PRO//Движение.1520» в Сочи прозвучала фраза: «Уголь является якорем для железных дорог». По мнению А.Н. Синёва в дальнейшем придётся прийти...

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Вся информация, размещенная на сайте, носит информационный характер, не является рекламой и публичной офертой и принадлежит авторам.
Копирование материалов без письменного согласия запрещено.

(c) 2017 - 2018. All rights reserved

Вконтакте

Youtube