Новости

Новости

Грузовые перевозки: итоги 2018 года

Янв 30, 2019

Президент ИРТС обсудил с ведущей телеканала «РЖД ТВ» Марианной Ожерельевой итоги развития грузовых железнодорожных перевозок в 2018 году.

Тарифная политика

В 2018 году были введены надбавки к грузовым тарифам: 8% — экспортная и 6% за порожний пробег.

Александр Синёв считает, что для внутреннего рынка железнодорожных перевозок подходит дифференцированный механизм тарифного регулирования по сегментам с индексацией в следующих периодах. Тарифная политика, как предмет долгосрочных договоров, во внутрироссийских перевозках должна быть транспарантной и предсказуемой. В сегментах, где железная дорога конкурирует с автомобильным сообщением, тарифы должны быть либерализованы.

Что же касается экспортных перевозок – они характеризуется высокой волатильностью спроса, поэтому для них было бы логично фиксировать долю транспортных расходов и устанавливать механизм формирования тарифов по формуле цены. Норма доходности на экспортные перевозки могла бы выполняться в рамках определённого ценового коридора.

В 2018 году грузооборот на сети превысил показатели 1988 года на 2%, однако погрузка в 2 раза меньше, а дальность в 2 раза выше (около 2 000 км). Вклад в грузооборот вносит не только дальность, но и порожний пробег. Частично введённая надбавка поможет оптимизировать деятельность операторских компаний, однако такой подход ограничен технологическими аспектами и аспектами спроса на перевозимые грузы.

Конечно, в сегментах, где порожний пробег в принципе невозможно сократить (например, при перевозке угля на Дальний Восток), введённая надбавка не является стимулом. Поэтому надбавки тоже дифференцировать по расстояниям, грузам и направлениям.

Антимонопольное законодательство

Если говорить о решениях, принимаемых в тарифной политике, сегодня ФАС стараются прислушаться и к потребностям ОАО «РЖД», и к потребителям их услуг. Так, решение об индексации тарифов на 2019 год было принято после одобрения Совета потребителей РЖД. Недостатком является то, что в принимаемых решениях отсутствует научная составляющая.

На данный момент ФАС действует в отношении РЖД не только с позиции закона о естественных монополиях, но и с точки зрения законодательства о защите конкурентов. Причём по мнению Александра Синёва, многие концептуальные вещи законопроекта о защите конкуренции требуют глобального пересмотра. Основной принцип законопроекта – обеспечить конкуренцию во всех сегментах, что категорически неправильно. В транспортном бизнесе надо создавать картели со справедливым распределением маржи, рентабельности между всеми участниками. У нас всё происходит совершенно наоборот: например, если железная дорога снижает тарифы для привлечения клиентов, портовики забирают всю маржу себе.

Таким образом, антимонопольное законодательство не отвечает на реалии экономики. Оно должно быть дифференцированно по сегментам рынка: естественная монополия, потенциальная конкуренция в естественно монопольном сегменте и конкурентная среда.

Развитие Северного широтного хода (СШХ)

СШХ – первый проект подобного рода в российской практике, заключённый на основе концессионного соглашения. По мнению президента ИРТС проект успешен, так как эта железная дорога будет являться неотъемлемой частью перспективных транспортных потоков через Северный морской путь.

В части тарифной политики, грузоотправители будут платить за пользование СШХ такой же тариф, как за Транссиб. При этом они сэкономят около 2,5 млрд руб. за счёт более быстрого оборота подвижного состава.

Полное интервью вы можете посмотреть на нашем YouTube-канале!

 

Последние записи:

Итоги 2019 года и дальнейшее развитие железнодорожной отрасли России

Александр Синёв принял участие в ток-шоу «Диалоги о дорогах» ("РЖД ТВ"). В беседе эксперты обсудили следующие темы: 1. Принципы работы тарифной системы на транспортировку грузов в текущем году и подходы к модернизации методологической баз расчётов в будущем2....

Обвал нефти и рубля: что будет с рынком грузовых перевозок

Президент ИРТС отмечает, что тенденции рынка на погрузку в 2020 году объясняются заложенными еще в 2019 году факторами. На сегодняшний момент девальвация рубля, с одной стороны, имеет негативные последствия, с другой – выгодна для экспортеров. При этом влияние...

Президент ИРТС о развитии Северного морского пути | PRO//Движение.1520

Александр Синёв принял участие в пленарной сессии Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520». В пленарной сессии также принимали участие: Олег Белозёров, генеральный директор – председатель правления, ОАО «РЖД» Жоэль Жантиль, старший...

Читайте также:

«Догнать Америку»: статья Игоря Ильина

Бытует мнение, что производительность труда железных дорог России в 5-8 раз ниже, чем в США. Но при более подробном исследовании выясняется, что методологии расчёта показателей принципиально различаются, а итоговые результаты интерпретируются неверно. Директор Центра...

Игорь Ильин о капитальных вложениях железных дорог мира

Директор Центра финансово-экономического моделирования ИРТС Игорь Петрович Ильин рассказывает в своей статье об объёмах инвестиций в железнодорожную инфраструктуру разных стран мира: США, Германии, Великобритании и России. Статья представлена на сайте журнала "Пульт...

ОАО «РЖД» планирует сократить штат сотрудников на 60 тыс. человек

Президент ИРТС дал интервью редакции агентства «РДЖ-Партнёр» по поводу массового сокращения штата сотрудников ОАО «РЖД», запланированного наряду с другими мероприятиями на период до 2025 года. Такие меры предприняты руководством для оптимизации расходов холдинга....

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Вся информация, размещенная на сайте, носит информационный характер, не является рекламой и публичной офертой и принадлежит авторам.
Копирование материалов без письменного согласия запрещено.

(c) 2017 - 2019. All rights reserved

Вконтакте

Youtube