Компетенции

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Маркетинговые исследования — широкий круг исследовательских методов и инструментов, который позволяет бизнесу и органам государственной власти получать информацию для маркетинговой деятельности. Проведение маркетинговых исследований предоставляет возможность управленцам принимать решения, основанные на данных о рынке, потребителях, конкурентах и собственной позиции в этой среде.
В инфраструктурных отраслях, таких как транспорт, связь и энергетика, роль маркетинговых исследований ещё больше возрастает, поскольку цена ошибки — потраченные впустую инвестированные деньги или возникновение «узких мест» — крайне высока.

Сотрудники Института обладают опытом, специальными навыками и наработанными практиками проведения маркетинговых исследований любой сложности и масштаба — от небольших поисковых исследований до масштабных работ национального масштаба.

Мы успешно выполняем комплексные маркетинговые исследования по следующим направлениям:

1. Полевые исследования на пригородном и городском пассажирском транспорте:

  • анкетные опросы, в том числе для формирования матриц корреспонденций;
  • натурные обследования пассажиропотоков в электропоездах и на межмуниципальных автобусных маршрутах, на остановочных пунктах и ТПУ, автопотоков на участках УДС.

2. Камеральные исследования:

  • анализ структуры и динамики пассажиропотоков для формирования прогнозной модели пассажиропотоков;
  • мониторинг параметров социально-экономического развития региона и нормативно-правовой базы;
  • анализ территориального развития, в том числе градостроительных тенденций, жилищного строительства, а также проектов по развитию региона в целом.

Когда и зачем нужны маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования нужны для получения знаний о рынке, окружающей среде, каналах сбыта продукции, потребителях. В сфере пассажирского транспорта маркетинговые исследования обычно проводятся, чтобы:

  • оценить потенциальный объём пассажиропотоков на выбранных направлениях, основные характеристики транспортного спроса;
    определить чувствительность спроса к изменению характеристик транспортного предложения — объёма обслуживания, скорости, цены, комфортности;
  • определить количество и траектории движения пассажиров на транспортно-пересадочных узлах для дальнейшего использования в имитационных моделях;
  • оценить удовлетворённость пассажиров качеством обслуживания и выявить факторы, влияющие на снижение конкурентоспособности транспортных услуг;
  • определить возможности и угрозы, связанные с окружающей бизнес-средой;
  • протестировать гипотезы о характеристиках транспортных услуг, прежде чем выводить их на рынок со значительными капиталовложениями.

Проведение маркетинговых исследований — эффективный инструмент для минимизации рисков принятия ошибочных решений и прогнозирования развития бизнеса, используя потенциальных возможностей роста.

Виды маркетинговых исследований

Cпецифика маркетинговых исследований в сфере пассажирских перевозок в том, что обычно они фокусируются на потребителе и, в меньшей степени, на конкурентной среде. Это связано с тем, что транспортная услуга слабо дифференцирована, а информация о поведении конкурентов обычно легко доступна участникам рынка. Не слишком востребованы и исследования эффективности механизмов продвижения, которые являются одними из наиболее популярных видов исследований на других рынках.
Обычно в сфере пассажирских перевозок проводят полевые обследования пассажиропотоков, анкетные опросы пассажиров, фокус-группы. Большое внимание уделяется тенденциям градостроительного развития агломераций, поскольку они непосредственно определяют будущую структуру транспортного спроса.

Полевые натурные обследования

Полевые натурные обследования пассажиропотоков — специфические и наиболее востребованные в пассажирском секторе. В ходе этих исследований наблюдатели оценивают величины, направления движения пассажиров и в целом анализируют структуру пассажиропотока.
Полевые обследования, в отличие от официальной статистики по проданным билетам, позволяют:

  • получить точную временную картину распределения пассажиропотоков, которая не всегда соответствует проданным билетам (а для абонементных билетов вообще сложно отслеживаема);
  • оценить объём теневого рынка перевозок;
  • оценить уровень безбилетного проезда.

Полевые обследования, помимо определения количества пассажиров, позволяют также оценивать и их перемещения в районе транспортно-пересадочных узлов. Это даёт возможность выполнять имитационное моделирование этих объектов, выявляя узкие места, наиболее привлекательные для размещения объектов торговли площади, а также оценивать потребность в их развитии.

Анкетирование

Анкетирование — наиболее распространённый и популярный метод маркетинговых исследований. Он проводится, чтобы узнать мнение потребителей, их предпочтения, информацию о структуре потребителей транспортных услуг.
Однако это метод требует высокой квалификации и базы знаний, позволяющей избежать типовых ошибок маркетинговых исследований: нерепрезентативных выборок, неэффективного использования бюджетов, смещённых оценок.

Квалифицированный маркетолог-исследователь, планируя анкетный опрос, может грамотно составить анкету, определить целевую аудиторию, потребный объём выборки и организовать работы по сбору и обработки информации. Отметим, что часто в нашей практике стоимость работ после этапа планирования оказывается ниже, чем та, на которую рассчитывал клиент: её удаётся сократить за счёт оптимизации объёма выборки и использования вторичных данных, накопленных специалистами институтами в их научно-практической деятельности.

Анализ тенденций градостроительного развития

Помимо анализа документов стратегического планирования, полезной и важной информацией для транспортников являются сведения о состоянии рынка недвижимости в регионе. Так, районы с растущей ценой аренды коммерческой недвижимости являются, как правило, более привлекательными для бизнеса. Соответственно, трудовые поездки в такие районы становятся более востребованными, что создаёт потенциал для роста объёма перевозок.
Обычно, в части градостроительного развития отслеживаются:

  • строительство жилой и коммерческой недвижимости;
  • динамика цен на продажу и аренду недвижимости;
  • динамика вакансий по районам тяготения транспортной системы;
  • создание и развитие туристически привлекательных зон, культурных и образовательных учреждений.

Процесс такого мониторинга — трудозатратный и требующий высоких затрат на первичное формирование базы. Сотрудники института за последние годы сформировали для оптимизации этого процесса эффективные подходы и практики, позволяющие оптимизировать поиск, сбор и обработку информации. Так, поиск информации о вакансиях, строящихся объектах недвижимости обычно осуществляется вручную. Если же этот процесс автоматизируется, то он позволяет экономить бюджет и получать более полные и точные результаты.

Организация маркетинговых исследований

Обычно организации маркетинговых исследований предшествует серьёзная подготовка, результатом которой становится техническое задание — документ, качество которого напрямую определяет качество результатов.
При подготовке технического задания заказчику необходимо проработать следующие вопросы:

  • Какие цели преследует компания, заказывая маркетинговые исследования?
  • Каков объект и предмет исследования?
  • Какие методы исследований являются предпочтительными для данной задачи?
  • Каковы требования к качеству и точности результатов?
  • В какой форме заказчик хочет получить результаты исследований? Каким бюджетом он располагает?

Ответить на эти вопросы не всегда просто. Поэтому, если это не запрещено законодательством, важно, как можно раньше привлечь специалистов-маркетологов к составлению технического задания.

В техническом задании следует обязательно отразить:

  • цели исследования;
  • объект и предмет исследования;
  • методы исследований и их количественные характеристики;
  • структуру и объём выборки;
  • методы контроля и требования к качеству и точности результатов;
  • форму представления результатов;
  • вопросы прав собственности на данные, полученные и используемые в ходе исследования;
  • требования к составу и квалификации исполнителей.

Проработав эти вопросы детально и с привлечением компетентных специалистов, можно избежать множества ненужных проблем и разногласий с исполнителями работ, гарантировать получение качественных результатов.

Последние записи:

Основные эвристические методы прогнозирования и принятия управленческих решений

Мозговая атака Метод предполагает выдвижение наибольшего количества идей по поводу решения определенного вопроса. При этом никто из участников не высказывает собственных мыслей по поводу мнений других людей. Результатом проведения мозговой атаки является голосование...

Грузовые перевозки: итоги 2018 года

Президент ИРТС обсудил с ведущей телеканала «РЖД ТВ» Марианной Ожерельевой итоги развития грузовых железнодорожных перевозок в 2018 году.Тарифная политикаВ 2018 году были введены надбавки к грузовым тарифам: 8% - экспортная и 6% за порожний пробег.Александр Синёв...

Тарифная конференция «Крейнинские чтения»

Президент ИРТС 14 декабря 2018 года принял участие в научно практической конференции «Крейнинские чтения» в НИУ ВШЭ.А.Н. Синёв выступил с сообщением «Институциональные меры по совершенствованию системы регулирования тарифов в сфере грузовых железнодорожных перевозок»....

Читайте также:

А. Синев: Для внутригосударственных перевозок массовых грузов важна долгосрочная предсказуемость тарифов

Александр Синёв: «Возможность долгосрочного прогнозирования тарифов необходима участникам рынка перевозок для определенных целей. Например, заключение концессионных соглашений (на срок концессии), программа закупки вагонов (на срок инвестиционного цикла) и пр.»Полный...

Видео-урок по прогнозированию с помощью MS Excel

Как получить результат по прогнозированию при небольшом количестве данных за короткое время? Быстро и просто это можно сделать при помощи функционала MS Excel.В видео-уроке эксперт по прогнозированию Дарья Морозова рассказывает на примерах о таких функциях, как РОСТ ,...

Александр Синёв о механизмах тарифного регулирования

«Разные сегменты железнодорожных грузоперевозок требуют отдельных механизмов тарифного регулирования, сообщил в ходе XVI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» президент ООО «Институт развития транспортных систем» Александр...

Грузовые перевозки: итоги за 10 месяцев

За 10 месяцев погрузка выросла на 2,7% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Причём наибольший рост приходится на экспортные товары.   Александр Синёв дал интервью радио Business FM, в котором рассказал об актуальных тенденциях в сфере грузовых...

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Вся информация, размещенная на сайте, носит информационный характер, не является рекламой и публичной офертой и принадлежит авторам.
Копирование материалов без письменного согласия запрещено.

(c) 2017 - 2019. All rights reserved

Вконтакте

Youtube