+7 495 256-80-90 info@irts.su

Компетенции

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Маркетинговые исследования — широкий круг исследовательских методов и инструментов, который позволяет бизнесу и органам государственной власти получать информацию для маркетинговой деятельности. Проведение маркетинговых исследований предоставляет возможность управленцам принимать решения, основанные на данных о рынке, потребителях, конкурентах и собственной позиции в этой среде.
В инфраструктурных отраслях, таких как транспорт, связь и энергетика, роль маркетинговых исследований ещё больше возрастает, поскольку цена ошибки — потраченные впустую инвестированные деньги или возникновение «узких мест» — крайне высока.

Сотрудники Института обладают опытом, специальными навыками и наработанными практиками проведения маркетинговых исследований любой сложности и масштаба — от небольших поисковых исследований до масштабных работ национального масштаба.

Мы успешно выполняем комплексные маркетинговые исследования по следующим направлениям:

1. Полевые исследования на пригородном и городском пассажирском транспорте:

  • анкетные опросы, в том числе для формирования матриц корреспонденций;
  • натурные обследования пассажиропотоков в электропоездах и на межмуниципальных автобусных маршрутах, на остановочных пунктах и ТПУ, автопотоков на участках УДС.

2. Камеральные исследования:

  • анализ структуры и динамики пассажиропотоков для формирования прогнозной модели пассажиропотоков;
  • мониторинг параметров социально-экономического развития региона и нормативно-правовой базы;
  • анализ территориального развития, в том числе градостроительных тенденций, жилищного строительства, а также проектов по развитию региона в целом.

Когда и зачем нужны маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования нужны для получения знаний о рынке, окружающей среде, каналах сбыта продукции, потребителях. В сфере пассажирского транспорта маркетинговые исследования обычно проводятся, чтобы:

  • оценить потенциальный объём пассажиропотоков на выбранных направлениях, основные характеристики транспортного спроса;
    определить чувствительность спроса к изменению характеристик транспортного предложения — объёма обслуживания, скорости, цены, комфортности;
  • определить количество и траектории движения пассажиров на транспортно-пересадочных узлах для дальнейшего использования в имитационных моделях;
  • оценить удовлетворённость пассажиров качеством обслуживания и выявить факторы, влияющие на снижение конкурентоспособности транспортных услуг;
  • определить возможности и угрозы, связанные с окружающей бизнес-средой;
  • протестировать гипотезы о характеристиках транспортных услуг, прежде чем выводить их на рынок со значительными капиталовложениями.

Проведение маркетинговых исследований — эффективный инструмент для минимизации рисков принятия ошибочных решений и прогнозирования развития бизнеса, используя потенциальных возможностей роста.

Виды маркетинговых исследований

Cпецифика маркетинговых исследований в сфере пассажирских перевозок в том, что обычно они фокусируются на потребителе и, в меньшей степени, на конкурентной среде. Это связано с тем, что транспортная услуга слабо дифференцирована, а информация о поведении конкурентов обычно легко доступна участникам рынка. Не слишком востребованы и исследования эффективности механизмов продвижения, которые являются одними из наиболее популярных видов исследований на других рынках.
Обычно в сфере пассажирских перевозок проводят полевые обследования пассажиропотоков, анкетные опросы пассажиров, фокус-группы. Большое внимание уделяется тенденциям градостроительного развития агломераций, поскольку они непосредственно определяют будущую структуру транспортного спроса.

Полевые натурные обследования

Полевые натурные обследования пассажиропотоков — специфические и наиболее востребованные в пассажирском секторе. В ходе этих исследований наблюдатели оценивают величины, направления движения пассажиров и в целом анализируют структуру пассажиропотока.
Полевые обследования, в отличие от официальной статистики по проданным билетам, позволяют:

  • получить точную временную картину распределения пассажиропотоков, которая не всегда соответствует проданным билетам (а для абонементных билетов вообще сложно отслеживаема);
  • оценить объём теневого рынка перевозок;
  • оценить уровень безбилетного проезда.

Полевые обследования, помимо определения количества пассажиров, позволяют также оценивать и их перемещения в районе транспортно-пересадочных узлов. Это даёт возможность выполнять имитационное моделирование этих объектов, выявляя узкие места, наиболее привлекательные для размещения объектов торговли площади, а также оценивать потребность в их развитии.

Анкетирование

Анкетирование — наиболее распространённый и популярный метод маркетинговых исследований. Он проводится, чтобы узнать мнение потребителей, их предпочтения, информацию о структуре потребителей транспортных услуг.
Однако это метод требует высокой квалификации и базы знаний, позволяющей избежать типовых ошибок маркетинговых исследований: нерепрезентативных выборок, неэффективного использования бюджетов, смещённых оценок.

Квалифицированный маркетолог-исследователь, планируя анкетный опрос, может грамотно составить анкету, определить целевую аудиторию, потребный объём выборки и организовать работы по сбору и обработки информации. Отметим, что часто в нашей практике стоимость работ после этапа планирования оказывается ниже, чем та, на которую рассчитывал клиент: её удаётся сократить за счёт оптимизации объёма выборки и использования вторичных данных, накопленных специалистами институтами в их научно-практической деятельности.

Анализ тенденций градостроительного развития

Помимо анализа документов стратегического планирования, полезной и важной информацией для транспортников являются сведения о состоянии рынка недвижимости в регионе. Так, районы с растущей ценой аренды коммерческой недвижимости являются, как правило, более привлекательными для бизнеса. Соответственно, трудовые поездки в такие районы становятся более востребованными, что создаёт потенциал для роста объёма перевозок.
Обычно, в части градостроительного развития отслеживаются:

  • строительство жилой и коммерческой недвижимости;
  • динамика цен на продажу и аренду недвижимости;
  • динамика вакансий по районам тяготения транспортной системы;
  • создание и развитие туристически привлекательных зон, культурных и образовательных учреждений.

Процесс такого мониторинга — трудозатратный и требующий высоких затрат на первичное формирование базы. Сотрудники института за последние годы сформировали для оптимизации этого процесса эффективные подходы и практики, позволяющие оптимизировать поиск, сбор и обработку информации. Так, поиск информации о вакансиях, строящихся объектах недвижимости обычно осуществляется вручную. Если же этот процесс автоматизируется, то он позволяет экономить бюджет и получать более полные и точные результаты.

Организация маркетинговых исследований

Обычно организации маркетинговых исследований предшествует серьёзная подготовка, результатом которой становится техническое задание — документ, качество которого напрямую определяет качество результатов.
При подготовке технического задания заказчику необходимо проработать следующие вопросы:

  • Какие цели преследует компания, заказывая маркетинговые исследования?
  • Каков объект и предмет исследования?
  • Какие методы исследований являются предпочтительными для данной задачи?
  • Каковы требования к качеству и точности результатов?
  • В какой форме заказчик хочет получить результаты исследований? Каким бюджетом он располагает?

Ответить на эти вопросы не всегда просто. Поэтому, если это не запрещено законодательством, важно, как можно раньше привлечь специалистов-маркетологов к составлению технического задания.

В техническом задании следует обязательно отразить:

  • цели исследования;
  • объект и предмет исследования;
  • методы исследований и их количественные характеристики;
  • структуру и объём выборки;
  • методы контроля и требования к качеству и точности результатов;
  • форму представления результатов;
  • вопросы прав собственности на данные, полученные и используемые в ходе исследования;
  • требования к составу и квалификации исполнителей.

Проработав эти вопросы детально и с привлечением компетентных специалистов, можно избежать множества ненужных проблем и разногласий с исполнителями работ, гарантировать получение качественных результатов.

Последние записи:

Куда ведёт Целевая модель рынка?

Президент ИРТС Александр Синёв дал интервью для «РЖД ТВ» на тему существующих проблем пассажирского и грузового сообщения и возможных путей их преодоления. Рынок грузовых перевозок По мнению эксперта, на настоящий момент целевая модель рынка грузовых перевозок...

Одобрено строительство первой железной дороги в Туве

Правительство РФ одобрило проект строительства первой железной дороги в Туве, который соединит столицу Республики с Транссибом. Концессионное соглашение заключено между «Росжелдором» и АО «ТЭПК Кызыл-Курагино». Строительство начнется уже в этом году и завершится к...

Курс по моделированию для студентов

С сегодняшнего дня в ИЭФе (РУТ (МИИТ) стартует курс по транспортно-экономическому моделированию и анализу данных, подготовленный для студентов специалистами нашего Института. В настоящее время моделирование ­­– один из самых востребованный способов работы с объектами...

Читайте также:

Награждение Александра Синева

Состоялся Большой транспортный семинар «Грузовая панорама», посвященный 20-летию «РЖД-Партнера». Президент ИРТС Александр Синев был награжден как эксперт, внесший значительный вклад в развитие журнала. Свежие записи: Читайте...

Революционный подход к регулированию грузовых железнодорожных перевозок

Голомолзин и Давыдов предлагают взять во внимание предложения Александра Синева: президент ИРТС считает, что нельзя игнорировать различия сегментов рынка и считать все регулируемые услуги однородными.

Александр Синев о долгосрочной тарифной политике государства

Президент ИРТС дал интервью агентству «РЖД-Партнер», в котором рассказал о мерах реализации долгосрочной государственной тарифной политики. По мнению Александра Николаевича, новые нормы позволяют четко распределять функции планирования, контроля и корректировки (при...

Деловой семинар «Железнодорожные пути необщего пользования: как сделать взаимодействие с их владельцами эффективным?»

6 марта 2018 года состоялся семинар журнала «РЖД-Партнер», посвященный проблематике использования инфраструктуры путей необщего пользования и улучшения порядка обслуживания на них. Среди приглашенных докладчиков был Александр Синев.

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Вся информация, размещенная на сайте, носит информационный характер, не является рекламой и публичной офертой и принадлежит авторам.
Копирование материалов без письменного согласия запрещено.

(c) 2017 - 2018. All rights reserved

Вконтакте

Youtube