Компетенции
Компетенции
В инфраструктурных отраслях, таких как транспорт, связь и энергетика, роль маркетинговых исследований ещё больше возрастает, поскольку цена ошибки — потраченные впустую инвестированные деньги или возникновение «узких мест» — крайне высока.
Сотрудники Института обладают опытом, специальными навыками и наработанными практиками проведения маркетинговых исследований любой сложности и масштаба — от небольших поисковых исследований до масштабных работ национального масштаба.
Мы успешно выполняем комплексные маркетинговые исследования по следующим направлениям:
1. Полевые исследования на пригородном и городском пассажирском транспорте:
- анкетные опросы, в том числе для формирования матриц корреспонденций;
- натурные обследования пассажиропотоков в электропоездах и на межмуниципальных автобусных маршрутах, на остановочных пунктах и ТПУ, автопотоков на участках УДС.
2. Камеральные исследования:
- анализ структуры и динамики пассажиропотоков для формирования прогнозной модели пассажиропотоков;
- мониторинг параметров социально-экономического развития региона и нормативно-правовой базы;
- анализ территориального развития, в том числе градостроительных тенденций, жилищного строительства, а также проектов по развитию региона в целом.
Когда и зачем нужны маркетинговые исследования
- оценить потенциальный объём пассажиропотоков на выбранных направлениях, основные характеристики транспортного спроса;
определить чувствительность спроса к изменению характеристик транспортного предложения — объёма обслуживания, скорости, цены, комфортности; - определить количество и траектории движения пассажиров на транспортно-пересадочных узлах для дальнейшего использования в имитационных моделях;
- оценить удовлетворённость пассажиров качеством обслуживания и выявить факторы, влияющие на снижение конкурентоспособности транспортных услуг;
- определить возможности и угрозы, связанные с окружающей бизнес-средой;
- протестировать гипотезы о характеристиках транспортных услуг, прежде чем выводить их на рынок со значительными капиталовложениями.
Проведение маркетинговых исследований — эффективный инструмент для минимизации рисков принятия ошибочных решений и прогнозирования развития бизнеса, используя потенциальных возможностей роста.
Виды маркетинговых исследований
Обычно в сфере пассажирских перевозок проводят полевые обследования пассажиропотоков, анкетные опросы пассажиров, фокус-группы. Большое внимание уделяется тенденциям градостроительного развития агломераций, поскольку они непосредственно определяют будущую структуру транспортного спроса.
Полевые натурные обследования
Полевые обследования, в отличие от официальной статистики по проданным билетам, позволяют:
- получить точную временную картину распределения пассажиропотоков, которая не всегда соответствует проданным билетам (а для абонементных билетов вообще сложно отслеживаема);
- оценить объём теневого рынка перевозок;
- оценить уровень безбилетного проезда.
Полевые обследования, помимо определения количества пассажиров, позволяют также оценивать и их перемещения в районе транспортно-пересадочных узлов. Это даёт возможность выполнять имитационное моделирование этих объектов, выявляя узкие места, наиболее привлекательные для размещения объектов торговли площади, а также оценивать потребность в их развитии.
Анкетирование
Однако это метод требует высокой квалификации и базы знаний, позволяющей избежать типовых ошибок маркетинговых исследований: нерепрезентативных выборок, неэффективного использования бюджетов, смещённых оценок.
Квалифицированный маркетолог-исследователь, планируя анкетный опрос, может грамотно составить анкету, определить целевую аудиторию, потребный объём выборки и организовать работы по сбору и обработки информации. Отметим, что часто в нашей практике стоимость работ после этапа планирования оказывается ниже, чем та, на которую рассчитывал клиент: её удаётся сократить за счёт оптимизации объёма выборки и использования вторичных данных, накопленных специалистами институтами в их научно-практической деятельности.
Обычно, в части градостроительного развития отслеживаются:
- строительство жилой и коммерческой недвижимости;
- динамика цен на продажу и аренду недвижимости;
- динамика вакансий по районам тяготения транспортной системы;
- создание и развитие туристически привлекательных зон, культурных и образовательных учреждений.
Процесс такого мониторинга — трудозатратный и требующий высоких затрат на первичное формирование базы. Сотрудники института за последние годы сформировали для оптимизации этого процесса эффективные подходы и практики, позволяющие оптимизировать поиск, сбор и обработку информации. Так, поиск информации о вакансиях, строящихся объектах недвижимости обычно осуществляется вручную. Если же этот процесс автоматизируется, то он позволяет экономить бюджет и получать более полные и точные результаты.
При подготовке технического задания заказчику необходимо проработать следующие вопросы:
- Какие цели преследует компания, заказывая маркетинговые исследования?
- Каков объект и предмет исследования?
- Какие методы исследований являются предпочтительными для данной задачи?
- Каковы требования к качеству и точности результатов?
- В какой форме заказчик хочет получить результаты исследований? Каким бюджетом он располагает?
Ответить на эти вопросы не всегда просто. Поэтому, если это не запрещено законодательством, важно, как можно раньше привлечь специалистов-маркетологов к составлению технического задания.
В техническом задании следует обязательно отразить:
- цели исследования;
- объект и предмет исследования;
- методы исследований и их количественные характеристики;
- структуру и объём выборки;
- методы контроля и требования к качеству и точности результатов;
- форму представления результатов;
- вопросы прав собственности на данные, полученные и используемые в ходе исследования;
- требования к составу и квалификации исполнителей.
Проработав эти вопросы детально и с привлечением компетентных специалистов, можно избежать множества ненужных проблем и разногласий с исполнителями работ, гарантировать получение качественных результатов.
Последние записи:
А. Синёв о проблемах предприятий промышленного железнодорожного транспорта
С какими проблемами сталкивается сегодня транспорт необщего пользования? ППЖТ – «последняя миля», то есть тот участок, который окончательно связывает грузовладельцев с транспортом общего пользования. В настоящий момент существует ряд проблем в данном сегменте:...
Падение объёмов перевозок и их дальнейшее планирование
По итогам 9 месяцев 2020 года общий минус по перевозкам составил 3,6% по всей сети железных дорог России. Падение объёмов по итогам меньше, чем было спрогнозировано благодаря работе ОАО «РЖД» с грузоотправителями. По мнению президента ИРТС на динамику грузоперевозок...
Итоги грузоперевозок за январь-февраль 2020 года
Президент ИРТС дал интервью для радио Business FM, в котором прокомментировал текущую ситуацию на российском рынке грузовых перевозок:1. Снижение погрузки угля в связи с аномально теплой зимой. При этом сложившийся курс валют положительно влияет на экспорт товара. Что...
Обвал нефти и рубля: что будет с рынком грузовых перевозок
Президент ИРТС отмечает, что тенденции рынка на погрузку в 2020 году объясняются заложенными еще в 2019 году факторами. На сегодняшний момент девальвация рубля, с одной стороны, имеет негативные последствия, с другой – выгодна для экспортеров. При этом влияние...
Итоги 2019 года и дальнейшее развитие железнодорожной отрасли России
Александр Синёв принял участие в ток-шоу «Диалоги о дорогах» ("РЖД ТВ"). В беседе эксперты обсудили следующие темы: 1. Принципы работы тарифной системы на транспортировку грузов в текущем году и подходы к модернизации методологической баз расчётов в будущем2....
Президент ИРТС о развитии Северного морского пути | PRO//Движение.1520
Александр Синёв принял участие в пленарной сессии Международного транспортно-логистического форума «PRO//Движение.1520». В пленарной сессии также принимали участие: Олег Белозёров, генеральный директор – председатель правления, ОАО «РЖД» Жоэль Жантиль, старший...
Александр Синёв: «МЦД жизненно необходимы городу»
Президент ИРТС дал интервью изданию "Московская перспектива" о развитии Московских центральных диаметров.Последние записи: Читайте...