С какими проблемами сталкивается сегодня транспорт необщего пользования?
ППЖТ – «последняя миля», то есть тот участок, который окончательно связывает грузовладельцев с транспортом общего пользования.
В настоящий момент существует ряд проблем в данном сегменте:
- Неурегулированность нормативной правовой базы.
- Разночтения в части методологии и регулирования тарифо. На ППЖТ тарифы либо регулируются по правилам и методикам субъектов, либо не регулируются совсем.
- Проблемы, связанные с бесперебойностью работы и сопряжением технологического взаимодействия ППЖТ и железных дорог.
- Потеря контроля над тем, как работают грузовладельцы с ППЖТ. Наличие проблем может привести к переходу грузовладельцев на автотранспорт.
- Неконтролируемая динамика затрат грузоотправителей. Расходная ставка по операциям на ППЖТ в среднем значительно выше, чем по тарифу сети ОАО «РЖД».
- Старение парка локомотивов и инфраструктуры необщего пользования, что приводит к потребности в колоссальных инвестициях.
На данный момент информационная интеграция владельцев ППЖТ осуществляется сбытовым блоком ОАО «РЖД». Точка контроля погрузки перенесена на момент, когда клиент говорит, что он груз погрузил. Это выявляет временные потери, которые несут грузоотправители и железная дорога на конкретном участке. Однако проблемы полностью не решаются – по мнению А. Синёва основной упор необходимо сделать на нормативно-правовое урегулирование вопроса установления тарифов на ППЖТ. Необходимы акты на федеральном уровне, которые внесли бы определённость в систему. На участках, где существует, например, конкуренция локомотивов, можно говорить о дерегулировании тарифов. Однако в целом доступ к путям общего пользования носит естественно-монопольных характер оказания услуги и должен регулироваться.
Кроме того, следует определить набор услуг, которые подлежат обязательному или факультативному регулированию. Для всех субъектов должны быть универсальные правила рассмотрения тарифов и их пересмотра.