27 апреля 2021 года президент ИРТС Александр Синев принял участие в деловом семинаре «Вези или плати: каковы тарифные приоритеты РЖД в 2021 году?», организованный редакцией «РЖД-Партнер». На семинаре были рассмотрены особенности и предполагаемые последствия введения принципа «вези или плати», тарифные меры для обеспечения приоритетного доступа к железнодорожной инфраструктуре в узких местах; соблюдение условий недискриминационного доступа и баланса интересов всех грузоотправителей; тарифы для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, в том числе принадлежащего ОАО «РЖД», и очередные тарифные предложения от РЖД.

В ходе доклада было отмечено, что принцип «вези или плати» целесообразно распространять на затраты, не зависящие от объемов перевозок.

Кроме того, законодательством предусмотрена возможность двух вариантов оказания услуг. В частности, обычный договор может быть заключен в рамках разовых заявок на перевозку грузов. Второй вариант предусмотрен статьей 10 Устава железных дорог и предполагает возможность заключения долгосрочных договоров об организации перевозок.

В такой договор может быть внесено условие, близкое по содержанию к принципу «вези или плати». Дифференциацию затрат, зависящих и не зависящих от объемов перевозок (к которым может быть применен принцип «Take-or-Pay»), целесообразно осуществлять с учетом Перечня услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 703. Согласно этому Перечню услуги подразделяются на право доступа к инфраструктуре и услуги по ее фактической эксплуатации. Состав услуг по обеспечению права доступа к инфраструктуре может быть взят за основу при определении расходов ОАО «РЖД» по резервированию мощностей инфраструктуры на долгосрочный период, которые должны подлежать компенсации независимо от фактического осуществления перевозок.